Котласский муниципальный округ
Архангельской области

Обжалование решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления

Обжалование решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, а также должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляется путем подачи административного искового заявления, искового заявления.

Понятие решения, действия и бездействия органов местного самоуправления

К решениям относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

К действиям наделенных публичными полномочиями органов и лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению.

К бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Обжалование в порядке административного судопроизводства

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации):

  • о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций;
  • связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий.

Суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих (пункт 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Заявителем по делу может выступать заинтересованное лицо, права и законные интересы которого затрагиваются неправомерными действиями должностных лиц органов власти, либо то лицо, на которое была незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Административным ответчиком по делу выступает должностное лицо, неправомерные решения, действия (бездействие) которого оспаривает заявитель. Вторым административным ответчиком является административный орган, в котором должностное лицо осуществляет свои полномочия (часть 2 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В качестве суда первой инстанции такие дела рассматривает районный суд, кроме случаев, предусмотренных статей 17.1, 18 и 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (статья 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), затем вынесенный судебный акт может быть обжалован в соответствии со статьей 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Заявление в суд в общем порядке может быть подано в течение трех месяцев с момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о допущенном нарушении (часть 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Заявление об оспаривании бездействия должностного лица может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанного лица сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение 3 месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (часть 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Обратите внимание! Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В административном исковом заявлении нужно помимо общих сведений указать, в чем конкретно выразилось нарушение прав заявителя оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц органов местного самоуправления, и приложить необходимые документы, указанные в статье 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к которым, в частности, относится документ, подтверждающий уплату госпошлины организацией в размере 2 000 руб. (подпункт 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Обратите внимание! Невыполнение правил подачи административного иска является основанием для его оставления без движения в соответствии со статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом должна быть реальная возможность исправить недостатки, являющиеся причиной оставления иска без движения (пункт 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации
№ 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2022).

Отказ в принятии административного иска возможен в случае, если дело подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах, если из административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца, а также по иным основаниям, указанным в статье 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административное исковое заявление может быть также возвращено в случае, если дело не подсудно суду, заявителем не соблюден досудебный порядок, а также по иным основаниям, предусмотренным статье 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По результатам рассмотрения (общий срок рассмотрения составляет месяц) административного дела судом принимается одно из следующих решений (статья 226 и часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации):

  1. об удовлетворении полностью или в части заявленных требований в административном исковом заявлении;
  2. об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Срок для подачи апелляционной жалобы составляет месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме (статья 186, часть 5 статьи 227, часть 1 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Необходимо отметить, что помимо требования о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов местного самоуправления заявитель может требовать возмещения причиненного ему вреда в соответствии со статьи 22 Закона № 294-ФЗ, статей 16, 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Такое требование может быть предъявлено в суд по общим правилам искового производства в соответствии с установленной законом компетенцией судов, поскольку оно не подлежит разрешению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21).

Кроме того, недоказанность незаконности действий (бездействия) органов местного самоуправления или их должностных лиц не может служить основанием для отказа в возмещении на основании положений статей 15, 16, 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации расходов на оплату услуг защитника и иных расходов, связанных с производством по делу об административном правонарушении, лицам, в отношении которых дела были прекращены в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения или ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление, решение по результатам рассмотрения жалобы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2020 № 36-П).

Обжалование в порядке арбитражного судопроизводства

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Заявление по общему правилу может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Срок исковой давности по требованию о возмещении вреда, причиненного принятием органами местного самоуправления не соответствующих закону ненормативных правовых актов, решений и совершением незаконных действий (бездействия), не течет в период рассмотрения арбитражным судом спора о законности соответствующих актов, решений, действий (бездействия) (пункт 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019).

Заявление, подписанное истцом или его представителем, подается в арбитражный суд (часть 1 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):

  • на бумажном носителе;
  • в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.

В заявлении должны быть указаны (часть 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):

  1. наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
  2. сведения об истце: для организации – наименование, адрес, ИНН, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты; для гражданина – фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, место работы или дата и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца;
  3. наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
  4. название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
  5. права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
  6. законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
  7. требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;
  8. перечень прилагаемых документов.

К заявлению необходимо приложить, в частности (часть 2 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):

  • документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (для организаций – 3 000 руб., для физлиц – 300 руб.) или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины (подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации);
  • копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРП соответственно (полученную не ранее чем за 30 дней до обращения в суд);
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;
  • документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом;
  • текст оспариваемого акта, решения.

Документы, прилагаемые к исковому заявлению, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде (часть 2 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Такого рода дела должны быть рассмотрены судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления (этот срок включает в себя и подготовку дела к судебному разбирательству, и принятие решения по делу, если иной срок не предусмотрен законом). Срок может быть продлен до шести месяцев председателем суда по мотивированному заявлению судьи. Основания для продления – особая сложность дел, значительное число участников арбитражного процесса (часть 1 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд в судебном заседании (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):

  • осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту;
  • устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие);
  • устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из следующих решений (части 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):

  • о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;
  • об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суде апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (статья 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Кассационная жалоба по общему правилу может быть подана в срок не более двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда (если иное не предусмотрено Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (статья 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie